Американский цитолог Рэнди Уэйн Шекман (Randy Wayne Schekman) родился 30 декабря 1948 года в американском городе Сент-Пол (штат Миннесота).
  Шекман получил степень доктора философии в 1975 год в Стэнфордском университете. Объектом его исследований была репликация ДНК. Ныне в лаборатории Шекмана проводятся исследования сборки мембран на молекулярном уровне и везикулярного траффика в эукариотических клетках, включая дрожжи.

  В 2013 году Рэнди Шекман совместно с Джеймсом Ротманом и Томасом Зюдхофом был удостоен Нобелевской премии по физиологиии и медицине за "открытие механизма, регулирующего везикулярный трафик, важную транспортную систему в клетках". Шекман признался, что для него стало неожиданностью присуждение ему Нобелевской премии. "Первой моей реакцией было "О Боже!". Второй тоже", — признался Шекман, которого звонок из Швеции разбудил глубокой ночью по местному времени. Шекман рассказал, что, после того, как его проинформировали о присуждении награды, он обнял свою жену и позвонил отцу.
  В своих исследованиях Ротман, Шекман и Зюдхоф выявили исключительно точную систему контроля внутриклеточного транспорта и высвобождения полезного груза. Нарушения в этой системе ведут к серьезным последствиям и вносят вклад в развитие различных заболеваний, например диабета и иммунологических заболеваний.
  Образно говоря, транспортная система в клетке работает в большом и загруженном «порту», где нужно доставить нужный груз в нужное место в нужное время. Гормоны, нейромедиаторы, ферменты, цитокины и прочие вещества должны быть доставлены к определенным мишеням именно тогда, когда это нужно.
  Загрузка везикул полезными веществами и выгрузка их в месте назначения происходит путем слияния мембраны везикулы с мембраной клетки. Точность этих процессов в пространстве и во времени обеспечивает нервную и гормональную регуляцию работы организма.
  Рэнди Шекман еще в 1970-х годах стал исследовать генетическую основу транспортной системы клетки на модели дрожжей. Он получал мутантные дрожжевые клетки, в которых возникал такой же «транспортный коллапс», что и в мегаполисе, если ломается общественный транспорт. Ученый описал три класса генов, контролирующих разные аспекты работы транспортной системы.
 Джеймс Ротман в 1980-х и в 1990 гг. исследовал транспортную систему в клетках млекопитающих. Он открыл, что белковые комплексы позволяют везикулам парковаться в «доках» и сливать свою мембрану с мембраной клетки. Обратный процесс происходит снаружи клеточной мембраны. Этот механизм похож на работу двусторонней застежки-молнии, которая может расстегиваться как сверху, так и снизу. Ротман нашел у млекопитающих те же гены, что Шекман описал у дрожжей, и это говорит о древнем эволюционном возникновении данного механизма.
  Томас Зюдхоф детально исследовал транспорт в нервных клетках, где нейромедиаторы, высвобождаются в составе везикул из пресинаптической мембраны, пересекают синаптическую щель и воздействуют на постсинаптическую мембрану. Таким путем через синапс – место контакта нейронов, передается нервный сигнал. Для этого процесса необходим ток ионов кальция через мембрану. Зюдхоф описал чувствительные к току кальция белки и изучил их слаженную и точную во времени работу.
  Область исследований нобелевских лауреатов по медицине 2013 года относится к фундаментальной клеточной физиологии, причем механизм клеточного транспорта универсален у разных организмов, от дрожжей до человека. Но эти исследования имеют крайне важное значение и для медицины, поскольку нарушение регуляции транспортной системы ввергает клетки в состояние хаоса и ведет к различным заболеваниям.

 http://www.nobeliat.ru/laureat.php?id=867