В руководстве излагаются основные принципы, методы и методологические основы патопсихологии. Приводятся сведения о наиболее часто применяемых методиках исследования внимания, памяти, сенсомоторики, уровня и особенностей протекания мыслительных процессов, личностных свойств. В разделах, посвященных вопросам патопсихологической семиотики, дается характеристика данных, получаемых при обследовании больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами, в том числе больных детского и подросткового возрастов. Обсуждаются вопросы валидности патопсихологических методик в нозологической психиатрической диагностике. Руководство предназначено для врачей: психиатров, невропатологов, наркологов; медицинских (клинических) и специальных психологов, юристов, а также для более широкого круга читателей, интересующихся вопросами психиатрии и психологии. Может служить учебным пособием для студентов медицинских вузов, психологических факультетов (отделений) университетов и высших педагогических учебных заведений.

СОДЕРЖАНИЕ
I. Общая часть

Патопсихология и медицинская психология

Особенности и задачи патопсихологического исследования

Методики экспериментальной патопсихологии

Проведение патопсихологического исследования и подготовка заключения

Патопсихологические синдромы

Функциональные пробы и тесты в патопсихологии

Деонтологический аспект деятельности патопсихолога

Организация и правовое регулирование деятельности психолога в системе здравоохранения в Российской Федерации

  1. Методы (методики) патопсихологического исследования

Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций

Методики для исследования памяти

Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов

Психометрические методы исследования интеллекта

Методы (методики) для исследования личности

III. Патопсихологическая семиотика

Шизофрения

Маниакально-депрессивный психоз

Эпилепсия
Старческое слабоумие

Пресенильные деменции

Церебральный атеросклероз

Последствия закрытой черепно-мозговой травмы

Алкоголизм

Умственная отсталость (олигофрении)

Пограничные нервно-психические расстройства

Патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии

Заключение по результам проведенного психодиагностического исследования (структура

и основы содержания)

Приложение 1. Модифицированный опросник Шмишека (И. В. Крук, 1990)
Приложение 2. Методические рекомендации по использованию методики «вербальный проективный тест» в диагностике психических расстройств

Приложение 3. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик